Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
|
![]() |
||
|
Ан-225 «Мрия» | |
---|---|
![]() Ан-225 в полёте |
|
Тип | Грузовой самолёт |
Разработчик |
![]() |
Производитель |
![]() |
Главный конструктор |
П. В. Балабуев
В. И. Толмачёв |
Первый полёт | 21 декабря 1988 года |
Начало эксплуатации | 1989 год |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
![]() |
Годы производства | 1988 год |
Единиц произведено | 1 |
Базовая модель | Ан-124 «Руслан» |
![]() |
Ан-225 «Мрия» ( укр. Мрія : «Мечта», по кодификации НАТО : англ. Cossack «Казак») — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова . Один из самых больших и грузоподъёмных самолётов в мире.
Самолёт был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе (руководитель проекта — В. И. Толмачёв ) в 1984 − 88 годах . Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года . Изначально было заложено две машины, в настоящее время только один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines , второй экземпляр так и не был достроен.
История создания

Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля « Буран ». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.
Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн .
.jpg/250px-Antonov_An-225_at_Farnborough_1990_airshow_(2).jpg)
Так как блоки ракеты-носителя « Энергия » и сам « Буран » имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить однокилевое хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.
Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы придало ему определённые [ какие? ] качества универсального транспортного самолёта.
Часто ошибочно указывают П. В. Балабуева главным конструктором. Балабуев являлся генеральным конструктором всего КБ в 1984—2005 годах. А главным конструктором-руководителем проекта постановлением Совмина СССР был назначен В. И. Толмачёв .
Кооперация при создании самолёта Ан-225
Источник данных: мемуары Анатолия Вовнянко , одного из конструкторов самолёта Ан-225.
…В 1985 году на Политбюро ЦК КПСС было принято решение о развёртывании работ по постройке самолёта Ан-225, и необходимо было разворачивать работы как на КМЗ, так и в масштабах Министерства авиационной промышленности (МАП)…
…На всех заводах, участвующих в кооперации и поставляющих комплектующие, шла очень тяжёлая, напряжённая работа, так как сроки были очень жёсткие…
…В создании, постройке, лётных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч учёных, конструкторов, инженеров, военных, лётчиков, рабочих и других специалистов бывшего СССР… Всем им низкий поклон и огромное спасибо!
Ниже в таблице приведены лишь некоторые основные предприятия-участники создания самолёта Ан-225:
Основные произведённые предприятием работы | Город | Название предприятия на момент производства | Современное название предприятия (на IV.2014 г.) |
---|---|---|---|
Проектирование
: основные проектные работы по самолёту. Производство : большая часть новых узлов, небольших деталей фюзеляжа и деталей систем, обтекатели и зализы , носовая часть центроплана и другие. Сборка : сборка фюзеляжа в стапеле, общая сборка самолёта. Прочие работы : все работы после сборки. |
Киев |
Киевский механический завод (КМЗ) / ОКБ имени О. К. Антонова ( ![]() |
Государственное предприятие «АНТК имени О. К. Антонова»
(подразделение
Государственного предприятия «Антонов»
) ( ![]() |
Производство : новые крупногабаритные фрезерованные силовые шпангоуты, низинки и кронштейны фюзеляжа , некоторые серийные узлы и детали самолёта | Ульяновск |
«
Ульяновский авиационно-промышленный комплекс
» (УАПК) ( ![]() |
АО «Авиастар-СП»
( ![]() |
Производство : новые центральные части крыльев с закрылками и концевые (отъёмные) части крыльев — серийные консоли от Ан-124 | Ташкент |
«Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова» (ТАПОиЧ) ( ![]() |
ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова»
( ![]() |
Производство : носовая часть фюзеляжа , крепления передних стоек шасси, новое горизонтальное и вертикальное оперение , пилоны и капоты двигателей, шарико-винтовые механизмы для передних стоек фюзеляжа и другие. | Киев |
«Киевское авиационное производственное объединение» (КиАПО) ( ![]() |
Серийный завод «Антонов»
(подразделение Государственного предприятия «Антонов») ( ![]() |
Проектирование
: новый комплекс пилотажного оборудования А-825 модернизированный (комплекс управления самолётом А-825М) Производство : комплекс управления самолётом А-825М |
Москва |
«
Московский институт электромеханики и автоматики
» (МИЭА) ( ![]() |
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
( ![]() |
Производство : серийные двигатели Д-18Т | Запорожье |
«Запорожский моторостроительный завод» (Моторный завод № 29) ( ![]() |
Публичное акционерное общество «Мотор Сич»
( ![]() |
Проектирование
: новые
шасси самолёта
Производство : шасси самолёта. |
Горький (ныне Нижний Новгород ) |
«
Гидромаш
» ( ![]() |
Нижегородское открытое акционерное общество «Гидромаш»
( ![]() |
Покраска : специализированная покраска полиуретановой краской (в Киев привлечены специалисты из Воронежа) | Воронеж |
«
Воронежский авиационный завод
» ( ![]() |
Воронежское акционерное самолётостроительное общество
( ![]() |
Функции и возможности
В этом разделе не хватает
ссылок на источники информации
.
|
Самолёт имеет возможность:
- перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжёлых, длинномерных) общей массой до 250 т;
- внутриконтинентальной беспосадочной перевозки грузов массой 180—200 т;
- межконтинентальной перевозки грузов массой до 150 т;
- перевозки тяжёлых крупногабаритных моногрузов массой до 200 т снаружи на фюзеляже;
- самолёт является базой для создания авиационно-космических систем (проект).
Самолёт обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например:
- 16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК-10 ;
- 50 легковых автомобилей;
- моногрузы весом до 200 т (турбины, генераторы, автосамосвалы « БелАЗ », « Комацу », « Юклид » и т. п.).
Техническое описание
В этом разделе не хватает
ссылок на источники информации
.
|
Ан-225 представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением . Оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства ОАО « Мотор Сич » разработки ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко .
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной на 2-й палубе — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз.
Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Самолёт способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.
Самолёт Ан-225 имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планера , силовой установки и оборудования с сертифицированным самолётом Ан-124-100 («Руслан»). Основные отличия от Ан-124:
- новый центроплан ;
- увеличение длины фюзеляжа за счёт вставок;
- замена хвостового оперения на двухкилевое;
- отсутствие хвостового грузового люка;
- увеличение количества стоек основного шасси;
- система крепления и наддува наружных грузов;
- два дополнительных двигателя.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж, чел: 6
- Размах крыла, м: 88,4
- Длина, м: 84
- Высота, м: 18,2
- Площадь крыла, м²: 905
-
Масса:
- пустого самолёта, кг: 250 000
- максимальная взлётная, кг: 640 000
- Тяга нефорсажная, кН: 1377
- Масса топлива, нормальная, кг: 300 000
- Крейсерская скорость , км/ч: 850
-
Дальность полёта:
- практическая, км: 15 400
- практическая с нагрузкой в 200 тонн, км: 4000
- Практический потолок, м: 12 000
- Полезная нагрузка, кг: до 250 000
- Двигатель
- Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный
- Модель: « Д-18Т »
-
Тяга
:
- взлётный режим , кгс: 6 × 23 430
- крейсерский режим , кгс: 6 × 4860
- Масса двигателя, кг: 6 × 4100
-
Удельный расход топлива
- крейсерский режим, кг/кгс·ч: 0,57-0,63
- взлётный режим, кг/кгс·ч: 0,34
- Межремонтный ресурс, ч: 6000
-
Габариты:
- длина, мм: 5400
- диаметр, мм: 2330
Все системы управления
резервированы
четырёхкратно.
В остальном Ан-225 практически полностью соответствует самолёту Ан-124, что существенно облегчило и удешевило как его создание, так и эксплуатацию.
Эксплуатация
Впервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года .
![]() |
|
---|---|
![]() |
![]() |
При том, что самолёт создавался в СССР для перевозки компонентов ракет-носителей « Энергия » и космического корабля «Буран», к моменту окончания строительства первого Ан-225 все необходимые перевозки были сделаны самолётом ВМ-Т «Атлант» , и в программе «Буран» Ан-225 поучаствовал, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.
После распада СССР единственный летающий экземпляр самолёта в 1994 году прекратил полёты, с него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в «Русланах». Однако к 2000-м годам потребность в нём стала очевидной, и его восстановили силами украинских предприятий. Также авиалайнер подвергся доработке, чтобы соответствовать стандартам самолётов для гражданской авиации.
23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа на Ан-225 «Мрия» Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК ) и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины («Укравиатранс»), что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов.
В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК имени О. К. Антонова — авиакомпания Antonov Airlines . Также проводятся проектные работы по использованию самолёта в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем. Один из перспективных проектов — российско-украинская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).
В период с 10 по 15 мая 2016 года «Мрия» совершила перелёт из Украины в Австралию , совершив по пути 4 промежуточные посадки — в аэропорту имени Вацлава Гавела ( Прага , Чехия ), аэропорту Туркменбаши ( Туркмения ), Международном аэропорту имени Раджива Ганди ( Хайдарабад , Индия ) и аэропорту Куала-Лумпур ( Куала-Лумпур , Малайзия ). 15 мая самолёт приземлился в аэропорту австралийского города Перт . Дальность перелёта составила свыше 15,5 тысяч км. Его грузом был 117-тонный генератор фирмы Brush SEM . 14 ноября 2016 года «Мрия» приземлилась в бразильском аэропорту Виракопус . Самолёт доставил в Сантьяго изготовленную в Бразилии компанией ABB электротурбину весом 155 тонн (общий вес груза — 182 тонны) , что является рекордом для Южной Америки .
11 ноября 2016 года один из двигателей самолёта по сообщению сайта kp.ru загорелся в аэропорту Лейпцига при посадке. Девять пожарных машин потушили пламя в течение 15 минут .
На 2018 год самолёт выполняет несколько коммерческих рейсов ежемесячно по всему миру.
Рекорды
Ан-225 является самым тяжёлым грузовым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules , который относится к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году . В 2017 году в США был представлен самый большой двухфюзеляжный транспортный самолет Scaled Composites Stratolaunch Model 351 , превосходящий Ан-225 и Hughes H-4 Hercules по размаху крыльев (117 м), однако, по предварительным данным, он уступает «Мрии» по максимальной взлётной массе и грузоподъёмности (первый полёт Stratolaunch состоялся в 2019 году ).
Самолёт «Мрия» установил ряд мировых рекордов взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито сто десять мировых авиационных рекордов. [ источник не указан 316 дней ] Такое достижение — рекорд само по себе. В августе 2004 года был поставлен новый рекорд — «Мрия» перевезла двести пятьдесят тонн спецтехники по заказу компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре . [ источник не указан 316 дней ]
В августе 2009 года самолёт был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции (см. Discovery Science , передача «Спецназ „Тяжёлые машины“»).
«Мрии» принадлежит абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253,8 тонны .
10 июня 2010 года перевезён самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок — две лопасти ветрогенератора длиной 42,1 метра каждая. В ноябре 2016 года (смотри выше) был перевезён рекордный для Южной Америки вес — турбогенератор в специальной конструкции общим весом 182 тонны.
В общей сложности данный самолёт — обладатель около двухсот пятидесяти мировых рекордов .
Второй экземпляр Ан-225
Второй экземпляр самолёта Ан-225 готов примерно на 70 % . Его планировалось достроить на заводе «Антонов» при наличии финансирования . Ещё с советских времён остались центроплан , фюзеляж и крыло . Эта машина может быть достроена, если появится заказчик .
В 2006 году генеральный директор Киевского завода «Авиант» Олег Шевченко говорил, что для завершения постройки самолёта Ан-225 необходима сумма, приблизительно равная 90 млн долл. США ; вместе с проведением испытаний самолёта сумма составила бы 120 млн долл .
30 августа 2016 года китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 с последующей передачей его Китаю . В декабре 2017 года СМИ сообщили, что китайские власти потеряли интерес к самолёту, поскольку большинство аэропортов в мире неспособны принимать летательные аппараты такой массы и габаритов .
Эксплуатанты
-
Авиакомпания « Авиалинии Антонова » (подразделение КБ Антонов )
В массовой культуре
- Самолёт показан в фильме « 2012 », под названием «Антонов-500». В фильме самолёт видоизменён — имеется задняя погрузочная рампа , которая отсутствует у оригинального самолёта «Мрия».
- В игре «Battlefield: Bad Company 2» отряд морской пехоты США пытается уничтожить оружие массового поражения, которое перевозят на самолёте. Один из пехотинцев узнает этот самолёт и сообщает товарищам, что это самый большой самолёт в мире — Ан-225 «Мрия» и добавляет перевод этого слова (в русскоязычной версии — «Мечта»). В игре самолёт видоизменён — имеется задняя погрузочная рампа, которая отсутствует у оригинального самолёта «Мрия» и хвостовое оперение однокилевое, как у Ан-124.
См. также
- Ан-124
- ВМ-Т
- Ан-325
- ТТС-ИС
- Авиационная промышленность Украины
- Авиационная промышленность СССР
- Многоцелевая авиационно-космическая система
Примечания
- В. Заярин, А. Совенко. Воплощение «Мечты» // АэроХобби : журнал. — 1992. — № 1 . — С. 2—11 .
- ↑ Андрей Барановский. Главному конструктору «Руслана» и «Мрии» Виктору Толмачёву — 75 лет (недоступная ссылка) . Аэрокосмический портал Украины space.com.ua (2010). Дата обращения 1 марта 2015. Архивировано 1 мая 2014 года.
- ↑ 11 августа авиаконструктор Виктор Толмачёв отмечает 80-летний юбилей . Aviation EXplorer — AEX.RU (11 августа 2014). Дата обращения 1 марта 2015.
- Состояние и перспективы МАКС // Новости космонавтики (Москва), 2007. — № 6 (июнь). См. также статью Многоцелевая авиационно-космическая система
- ↑ .
- Мотор Сич. Д-18Т , 2013
- Huge turnout for Australian debut of world’s biggest plane
- AN−225 Mriya is flying to Australia for the first time
- Único da espécie, Antonov AN-225 volta ao Brasil
- ↑ «Мрия» перевезла рекордный для Южной Америки груз
- La operación que trae al avión más grande del mundo a Chile
- В аэропорту Лейпцига загорелся крупнейший в мире самолёт Ан-225 . Россия сегодня . МИА «Россия сегодня» (11.11.2016). Дата обращения 1 ноября 2018.
- Flight history for aircraft — UR-82060 , данные flightradar24 .
- Hughes H-4 Hercules .
- Александр Войтюк. Самый длиннокрылый самолет Stratolaunch успешно совершил свой первый полет . nplus1.ru. Дата обращения 13 апреля 2019.
- ↑ «Украинский самолёт попал в Книгу рекордов Гиннеса» , 14 августа 2009.
- «Мрия» ставит новый рекорд Архивная копия от 7 мая 2013 на Wayback Machine .
- «Мрия» вошла в книгу рекордов Гиннеса с 240 авиарекордами . Архивировано 10 августа 2011 года.
- Украина продала Китаю «Мрию» (недоступная ссылка) . Дата обращения 31 августа 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
- ↑ «Мрия» возила яхты и жирафов, а может стать летающим казино // Новости Украины
- Украина предложила России самый большой транспортник в мире
- У Рудьковского появится вторая «Мрия» Архивировано 21 мая 2013 года. // ugmk.info, 27.09.2006
- Перспективы Мрии. О чем Антонов договорился с китайцами (недоступная ссылка) . m.liga.net. Дата обращения 31 августа 2016. Архивировано 3 сентября 2016 года.
- Украинский Ан-225 «Мрия» оказался не нужен Китаю.
Ссылки
-
Ан-225 на сайте ГП «АНТОНОВ»
(недоступная ссылка)
. antonov.com.
Дата обращения 19 февраля 2015.
Архивировано
15 января 2015 года.
- Лётно-технические характеристики (недоступная ссылка) . antonov.com. Дата обращения 19 февраля 2015. Архивировано 15 января 2015 года.
- Ан-225 на страницах airwar.ru
- Ан-225 на страницах avia-mir.com: фото и видео Ан-225.
- Ан-225 на buran-energia.com
- Телепередача об Ан-225
- Виртуальный тур по самолёту АН-225 Мрия
- (англ.) Ан-225 на YouTube.com
- (англ.) Ан-225Посадка и взлёт на YouTube.com
- (англ.) Фотогалерея Ан-225 на airliners.net
- 50°35′30″ с. ш. 30°12′24″ в. д. H G Я O — изображение из космоса на Google Earth .
- 50°28′24″ с. ш. 30°22′35″ в. д. H G Я O — недостроенный экземпляр.