Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уникальное обозначение: Информационный Обмен ( статья )
Обозначение: Информационный Обмен
Сущность ⇔ статья
Текст:

Информационный обмен

или

Формализация процесса передачи информации между думя интеллектуальными системами

    Содержание:
  • Предисловие
  • Постановка задачи
  • Слово,термин,понятие
  • Интеллектуальная система
  • Я и реальность
  • Сущность и действие
  • Память
  • Виртуальная сцена интеллектуальной системы
  • Терминология интеллектуального информационного обмена
  • Инфраструктура процесса информационного интеллектуального обмена
  • Алгоритм информационного интеллектуального обмена
======================================== ============================================================

Предисловие

Я долгие годы занимаюсь разработкой искусственного интеллекта. В процессе работы я пришел к пониманию необходимости построения формализованного описания процесса информационного обмена между двумя интеллектуальными системами. Я считаю, что текущее состояние создания искусственного интеллекта на сегодняшний день переживает кризис. Причину этого я вижу в том, что множество разработчиков решая частные задачи в этой области не могут объеденить их в единую целостную концепцию. На пути её создания , на мой взгляд, стоят трудности в первую очередь связанные с пониманием роли и структуры естественного языка. Попытки лингвистов построить универсальные формализованные схемы для получения смысла выражений на естественном языке не принесли впечатляющих результатов. Мной было предпринято несколько попыток создания такого описания. Некоторая часть рассуждений устарела и подверглась существенному изменению. Настоящее исследование является объединением этих попыток. Исследование, в первую очередь, предназначено для разработчиков искусственного интеллекта. Исследование я буду вести от первого лица, поясняя в процессе изложения причины и требования к тем или иным задачам, которые вставали передо мной в процессе создания искусственного интеллекта. Я формулирую цель настоящего исследования, как создание формализованного описания процесса передачи информации между двумя интеллектуальными системами. У читателя сразу возникает вопрос как связаны эти две задачи: создание искусственного интеллекта и формализованное описание процесса передачи информации между двумя интеллектуальными системами. Для себя я нашел ответ на этот вопрос: разработав формализованное описание этого процесса я получу алгоритм работы искусственного интеллекта. Теперь рассмотрим вопрос, как я буду строить это описание? Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание это многозначность понятий выражений на естественном языке. Это многозначность свободно решаемая человеческим интеллектом становиться камнем преткновения в программных системах. Даже на первом понятии ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ возникает такой многообразие определений, что их невозможно свести к единому знаменателю. Для устранения этой многозначности я формализую процесс определения понятий. В дальнейшем изложении , на первых порах, я буду использовать двойной описание - на общепринятом естественном языке и на создаваемом в процессе исследования порядке определения понятий. Первую главу исследования я назвал ТЕРМИН,СЛОВО,ПОНЯТИЕ. В ней я сначала приведу общепринятые определения этих понятий , а затем дам свои. Здесь же я сформулирую формализованное описание определения понятия. Вторую главу я обозначил как ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

============================================================

Постановка задачи

Формулировку задачи я сделаю по старой испытанной форме в стиле Дано-Найти.

Дано:

    Два человека (обозначим их А и Б) ведут разговор:
  • А: Ты смотрел новый документальный фильм об Антарктиде?
  • Б: Я не смотрел этот фильм. Ты можешь расказать его содержание?

Найти:

Глобальную цель для себя я формулирую так:
создание программной системы, которая полноценно заменит собеседника Б в приведенном выше диалоге.

    В первую очередь исследование должно ответить на следующий ряд вопросов:
  • Что такое реальность?
  • Что такое сущность?
  • Что такое слово,термин, понятие?
  • Что такое интеллект?
  • Что такое интеллектуальная система?
  • Что такое информация?
  • Как информация отображается внутри интеллектуальной системы?
  • Что является средством передачи информации интеллектуальными системами?
  • Что такое естественный язык общения?

Основной целью настоящего исследования является:
формализация процесса передачи информации между двумя интеллектуальными системами.

Для этого необходимо формализовать саму интеллектуальную систему и метод передачи информации (язык общения). Прежде чем ставить задачи для создания строго формализованного описания попробуем простыми словами составить логически непротиворичивую и по возможности полную картину этого процесса.

Картину будем строить на примере звукового обмена между двумя людьми в процессе приведенного в "Дано:" диалога. Один человек А (Информатор) говорит второму человеку Б (Слушателю) фразу "Ты смотрел новый документальный фильм об Антарктиде?". Что происходит у Слушателя? Слушатель, воспринимает фразу через слух. Разделяет её на слова. Узнает каждое слово. Если он не узнает слова, то делает вывод о том, что фраза для него не имеет смысла. Затем он создает в своей голове виртуальную сцену , на которую отображает полученный фрагмент реальности. Происходит анализ построенной сцены на предмет её соответствия тем данным, которые уже есть в памяти слушателя. Эти данные отображают фрагменты реальности из которых складывается представление слушателя о всей реальности. Если анализ приводит к отрицательному результату, то фраза для слушателя не имеет смысла. В противном случае на внутренней сцене остается отображение фрагмента реальности который может быть использован по усмотрению слушателя. В нашем случае человек Б (Слушатель) отвечает фразой "Я не смотрел этот фильм. Ты можешь расказать его содержание?"

В дальнейшем изложении под понятием интеллектуальной системы мы будем понимать и человека в том числе. Картину описанную выше мы видим каждую минуту в своей жизни, мы её используем. Следовательно, мы можем взять её за основу рассуждений. Какие полезные сведения для посторения формализованного процесса обмена мы можем извлечь из этой картины.

  • интеллектуальная система должна иметь сознание;
  • интеллектуальная система должна иметь виртуальную сцену;
  • интеллектуальная система должна иметь память в которой храниться информация и которая становится доступной для сознания по первому требованию;
  • слово должно являться указателем на сущность реальности для сознания;
  • память должна хранить отображение сущностей реальности;
  • память должна хранить слова как указатели на отображение сущностей реальности;
  • интеллектуальная система должна иметь анализатор , который наполняет смыслом набор слов и превращает их в описание фрагмента реальности;
  • сознание должно уметь строить виртуальную сцену по фразе;

    Изучая приведенную картину я могу сформулировать ещё ряд вопросов для исследования:
  • Какой состав у интеллектуальной системы?
  • Что такое память, какие у неё функции?
  • Что такое виртуальная сцена?
  • Что такое сознание интеллектуальной системы?
  • Что такое смысл?
  • Что такое фрагмент реальности?

Задачей настоящее исследование является построение формализованного описания процесса передачи и осмысливания информации участниками приведенного диалога.

    Эту задачу можно разбить на несколько более мелких:
  • Формализовать приведенный диалог - как некий процесс со всеми свойствами присущими описанию произвольного процесса
    • Описание участников процесса
    • Описание алгоритма работы
  • Формализовать учатников этого процесса
  • Формальзовать естественный язык - как понятное для участника процесса средство передачи информации
  • Разработать алгоритм процесса

============================================================

Слово, термин, понятие

Ниже приведены несколько вариантов их общепринятых определений.
    Слово:
  • одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением
  • в научном употреблении является основополагающим понятием (аксиомой) в лингвистике
  • Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок
    Термин:
  • слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так дале
  • слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термин служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Они существуют лишь в рамках определённой терминологии (См. Терминология). В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»). Термины и нетермины (слова общенародного языка) могут переходить друг в друга. Термины подчиняются словообразовательным, грамматическим и фонетическим правилам данного языка, создаются путём терминологизации слов общенародного языка, заимствования или калькирования (см. Калька в языкознании) иноязычных термино-элементов. В современной науке существует стремление к семантической унификации систем Т. одной и той же науки в разных языках (однозначное соответствие между Т. разных языков) и к использованию Интернационализмов в терминологии.
  • В логике, то же, что терм — элемент формализованного языка (См. Формализованный язык), соответствующий подлежащему или дополнению в обычном грамматическом смысле, и субъект суждения (См. Суждение) в традиционной логике. Наиболее распространённое понимание: элемент посылки суждений (высказываний (См. Высказывание)), входящих в так назывемый категорический Силлогизм. Различают большой Т., служащий Предикатом («логическим сказуемым») суждения, являющегося заключением данного силлогизма, меньший Т. — субъект («логическое подлежащее») заключения и средний Т., вообще не входящий в заключение силлогизма (но входящий в его суждения-посылки). См. также Силлогистика.
    Понятие:
  • отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам
  • Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. П. суть «... не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П. не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П. «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.

Ранее я отмечал, что в естественном языке понятия неоднозначны. Что имелось в виду?
Например выражение: Косил косой косой косой косогор.
Здесь я не буду разбирать ни смысла этого выражения, ни порядка его разбора. На этом примере я показываю, какие требования необходимо предъявить к формализации, чтобы удовлетворив их мы смогли постоить регулярную процедуру для разбора и поиска смысла. Нам необходимо как-то назвать набор символов и в дальнейшем использовать это название как понятие для обозначения только набора символов.
Я предлагаю определить набор символов названием СЛОВО.
Нам необходимо выделить из всех наборов символов только те, которые соответствуют понятиям.
Я предлагаю определить набор символов (слово) у каторого есть определение как ТЕРМИН. Таким образом ТЕРМИН есть слово и связанное с ним определение.
Здесь мы видим, что при таком подходе слово - однозначно ставится в соответствие со своим набором символов, что нельзя сказать о термине. Для решения задачи поиска смысла заданного выражения нам потребуется что-то такое, что способно одназначно обозначить часть фрагмента реальности.
Я предлагаю назвать это что-то - ПОНЯТИЕ.
Таким образом ПОНЯТИЕ есть термин(ы) с однозначным определением. Это не значит, что термин косой соответствует одному понятию. Это значит, что понятие ПОНЯТИЕ есть совокупность слова и определения. У термина косой есть более 10 определений, что соответствует более 10 понятиям косой. Я делаю следующий вывод из вышесказанного:

  • Слово есть нобор из 1-N символов
  • Термин есть слово(а) с привязанными к нему M определениями
  • Понятие есть термин(ы) с привязанным одним определением
Теперь я могу сформулировать формализованное описания определения понятия:
    Я вижу что определение понятия должно содержать в себе:
  • обозначение - (набор терминов)
  • суть ЧТО это такое
  • свойства этой сути (КАКОЕ)
Правила определения понятия:
  1. Любое понятие может быть определено взаимосвязанным набором ранее (или одновременно) определенных терминов.
  2. Любое понятие состоит из двух частей соединенных действием ЕСТЬ.
    • обозначение - (набор терминов)
    • есть
    • определение - (набор терминов) состоящие из двух частей:
      • суть - указатель на сущность(и) (ЧТО это такое)
      • свойства - указатель на сущность(и) (КАКИМИ свойствами обладает это ЧТО)
    • Одно и тоже обозначение может иметь разные определения.
    • Одно и тоже определение может иметь разные обозначения (синонимы).
      • Такого типа определения можно записать в форме "Синоним понятия" есть синоним понятия "понятие"
        Например:
        1. Свойство есть характеристика сущности.
        2. Атрибут есть характеристика сущности.
        3. Атрибут есть синоним понятия свойство.
        определение b) и определение c) идентичные по сути.
    • Так как сочетание обозначения и определения уникально, оно не требует двойного определения.
Таким образом я сформулировал понятия СЛОВО,ТЕРМИН,ПОНЯТИЕ. Надо отметить ещё некоторую особенность для простоты реализации в алгоритмах определения понятий. Это касается вставки в обозначения понятия части определения и получения однозначных обозначений понятий.
    Например:
  • косой есть заяц
  • косой есть каса (как инструмент для кошения) в предложном падеже
  • косой есть косоглазый
  • ...и т.д.
    Можно записать так:
  • косой(заяц) есть заяц
  • коса(инструмент) в предложном падеже есть каса (как инструмент для кошения) в предложном падеже
  • ...и.т.д.
    И записать их связь:
  • косой есть косой(заяц)
  • косой есть коса(инструмент) в предложном падеже

Теперь несколько слов для чего мне потребовалась строгая формализация понятий 'слово','термин','понятие'? В следующих главах я буду рассматривать процесс поиска смысла в выражении передаваемом интеллектуальной сестеме в процессе информационного обмена. Конечной целью этого процесса является построение внутри системы однозначно определенного фрагмента реальности. Что делает понятие? Понятие при своем употреблении указывает интеллектуальной системе на сущность (ЧТО это такое) с её свойствами (КАКИМИ свойствами обладает это ЧТО). После определения термин и понятие становятся сущностью реальности.

==============================================================

Интеллектуальная система

    Начну я с традиционных определений понятия искусственный интеллект:
  • наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ;
  • свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека;
  • Участники Российской ассоциации искусственного интеллекта дают следующие определения искусственного интеллекта:

    Научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными. Свойство интеллектуальных систем выполнять функции (творческие), которые традиционно считаются прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс, позволяющий вести общение с ЭВМ без специальных программ для ввода данных.

    Наука под названием «Искусственный интеллект» входит в комплекс компьютерных наук, а создаваемые на её основе технологии к информационным технологиям. Задачей этой науки является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий. Одно из частных определений интеллекта, общее для человека и «машины», можно сформулировать так: «Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».

Что меня не устраивает в этих определениях? Ну, во-первых, часть из них отсылает нас к восприятию ИИ как название некой науки, которая ... и дальше по тексту. Что это мне дает как творцу этого самого ИИ - да ничего. Вместо того, чтобы определить ЧТО ЭТО ТАКОЕ мне навязывается простое перечисление задач решаемых человеком о которых всем давно хорошо известно. Во-вторых другая часть определений описывает свойства ИИ, причем на том-же приблизительно уровне и похожими терминами. И уж тем более непонятно попытка "НЕ ЗНАЮ ЧТО" разделить на какие-то блоки, решающими там что-то, или предложить структуру этого "НЕ ЗНАЮ ЧТО". Другими словами из традиционных определения я не представляю "ЧТО ТАКОЕ" ИИ, а уж тем более не представляю как его сделать. Попробуем дать свое определение искусственному интеллекту, которое может приоткрыть путь к его созданию, или даже просто к пониманию того, что-же мы хотим создать. Итак, понятие ИИ состоит из двух слов:

  • искусственный;
  • интеллект.

Первое слово - прилагательное и обозначает свойство любой сущности реальности быть созданной человеком. Другими словами созданный руками человека интеллект.

Второе слово - существительное, обозначающее некую сущность реальности. Поэтому, когда в определение сущности вставляется глаголы, типа "это способность создавать и решать" это совсем не добавляет определенности.

Происходит от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение, ум. Вот несколько традиционных определений понятия интеллект:

  • Интеллект — общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях.
  • Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
  • Интеллект — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» (см. Инсайт). Понятие интеллект, как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
  • Интеллект — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию.(Википедия)

Понятие 'способность' предполагает не сущность , а определение некоторого процесса (действия), который является присущим свойством некоторой сущности (например способность 'летать' является свойством сущности 'птица' и можно выразить мысль 'птица летает'). Попробуем теперь по аналогии с вышесказанным примером сказать про 'интеллект' и 'человек': способность 'интеллект' является свойством сущности 'человек' к познанию и решению проблем ... и т.д. Тогда понятие 'интеллект' должно ассоциироваться у нас с названием действия или процесса, или с их наборами. Но тогда употребление понятия уровня интеллекта соответствует понятию уровень способностей человека, но способностей у человека много и многие из них не относятся к интеллекту.Можно предположить что интеллект - название некоторого множества способностей человека. Множество способностей человека другими словами можно назвать системой выполняющей некоторый набор процессов (действий).
В результате мы имеем следующее определение:
Интеллект есть система выполняющая некоторый набор процессов (действий).

Если присмотреться внимательно к представленному определению, то можно сказать, что система у которой есть некоторый набор процессов является интеллектом. Таким образом наличие определенного набора процессов (действий) в системе делает её интеллектом. Возникает вопрос - Какие процессы (действия) должны входить в интеллект?

Я предлагаю 6 процессов , которые на мой взгляд должны присутствовать в интеллекте:
  • Самообучение есть процесс, который позволяет системе запоминать все внешние воздействия окружающей среды для дальнейшего использования их в своей деятельности.
  • Самоадаптация есть процесс, который позволяет системе строить модель внешней среды во внутреннем представлении и, по определенным в нем целям, ищет оптимальные реакции на воздействия среды обитания.
  • Самоорганизация есть процесс, который позволяет системе , на основании знания о своем составе описанном во внутреннем информационном пространстве, изменять свою структуру в соответствии с заложенными в него же целями.
  • Самомотивация есть процесс, который позволяет системе изменять стоящие перед ней цели и генерировать новые. Другими словами, процесс целеполагания (самомотивации) является частью самоорганизации и способен к изменению, как и любая часть системы, самой системой.
  • Саморазвитие есть процесс общей оценки на основе самообучения, самоорганизации,самомотивации, самоадаптации внутренних изменений и внутренних состояний системы, который приводит к запуску запоминания или удаления результатов изменений внутреннего описания этих процессов.
  • Самосознание есть процесс управления и взаимодействия процессов самообучения, самоадаптации, самоорганизации, самомотивации, саморазвития.

Теперь мы можем сформулировать определение понятия интеллект в полном объеме.
Интеллект есть система с шестью основными процессами (свойствами): самообучение, самоадаптация, самоорганизация, самомотивация, саморазвитие, самосознание.

В настоящей статье мы не будем рассматривать вопрос о необходимости и достаточности наличия этих свойств для интеллекта. Эта тема для отдельного исследования.

Что такое интеллектуальная система?

Интеллектуальная система есть любая система у которой есть шесть отличительных процессов (свойств): самообучение, самоадаптация, самоорганизация, самомотивация, саморазвитие, самосознание.

Определив таким образом понятие интеллектуальной системы, мы можем сказать, что человек есть интеллектуальная система.

Искусственный интеллект есть интеллектуальная система созданная человеком.

ИИ есть абривиатура понятия искусственный интеллект.

==============================================================

Память интеллектуальной системы

Прежде всего немного о мозге человека

Человек при рождении получает мозг способный в течении всей его жизни накапливать информацию об окружающей его реальности. Мы не будем сейчас останавливаться на вопросах как устроен мозг человека, а остановимся на процессе запоминания мозгом информации об окружающей его реальности и извлечении её при необходимости. Основной чертой этого процесса является то, что в память мозга могут отображаться сущности реальности с произвольной структурой, а извлекать он может их по любым признакам (поиск по ассоциативным связям). Отметим, что в процессе мышления человек не задумывается о том:
  • как хранятся данные в памяти его мозга;
  • как надо себя спрашивать, чтобы найти нужную информацию.
Поток информации постоянно идет к нему в мозг и сохраняется там. Человек всегда может достать любую полученную информацию, которая ему нужна, не задумываясь как спросить самого себя. При определении понятия интеллектуальная система я сознательно не останавливался на структурном составе. Теперь пришло время рассмотреть одну из основных частей её частей. Это память. Я определяю понятие памяти интеллектуальной системы следующим образом: Память есть место хранения отображения сущностей реальности внутри информационной системы. Сознательно не останавливаюсь на вопросах её структуры и организации процессов запоминания и извлечения этих отображений. Это есть вопросы реализации. Их я буду решать на стадии проектирования системы.
  1. отобразить в себе сущность реальности произвольной сложности;
  2. извлечь из пространства по произвольному запросу удовлетворяющее ему множество сущностей.
Как видно возможности нашей системы полностью соответствует описанному процессу работы памяти мозга человека. Но это только слова, скажите вы, а где доказательства, что это так? Доказательством возможности реализации концепции может служить представляемая нами сегодня модель системы. Она находится по адресу в интернете yavix.ru

Более подробно о концепции

Формулировка: Любой объект реального мира может быть отображен в ВИПРОС информационным объектом содержащим набор заданных свойств, которые отображают заданные свойства объекта реального мира (свойство отображения). Из ВИПРОС можно извлечь произвольное множество отображений объектов реального мира (информационных объектов) по сформулированным потребителем правилам формирования такого множества (свойство извлечения).

Немного об извлечении. Под этим понятием мы будем понимать не то, как мы запрашиваем информацию из ИП, а саму возможность получения произвольного множества информационных объектов которое, удовлетворит потребность пользователя задающего вопрос. Более четко фраза «... из ВИПРОС можно извлечь произвольное множество отображений сущностей реального мира по сформулированным потребителем правилам формирования такого множества...» будет звучать так: предоставить возможность потребителю получить любую интересующею его информацию из ВИПРОС в виде некоторого множества информационных объектов по сформированным пользователем условиям их отбора. Условия должны позволять потребителю сформировать любое из подмножеств информационных объектов находящихся в ВИПРОС.

Очень часто при представлении нашей технологии нам говорят, что это новая БД. Это не БД. В любое определение БД входит понятия: схема хранения данных и структура запроса данных из БД. В этом понимании структуры у ВИПРОС нет (нет схемы хранения данных и нет необходимости знать структуру запросов).

Структура пространства:

Есть ли структура у ВИПРОС? Конечно-же есть. Но что мы понимаем под этим. Аналогия с мозгом: мозг тоже имеет структуру, но человек не знает как он устроен, но при этом использует его для запоминания реального мира во всём его многобразии. То же и с ВИПРОСОМ структура есть, но запоминать можно все что есть в реальном мире.

Как мозг получает информацию? Здесь мы не будем рассматривать все органы чувств человека, а рассмотрим только передачу информации через речь или чтение. Для того, чтобы мозг запомнил некоторую информацию об окружающем его реальном мире используется поток слов.

Как происходит этот процесс? Понятно, что поток звуковых колебаний (речь) или поток зрительных образов (чтение) переводится в понятия. Это означает, что в мозгу есть некоторый алгоритм который сопоставляет пришедшее воздействие (не важно по какому каналу зрение или слух) с тем, что у него уже находится внутри. Происходит сопоставление того, что пришло с тем, что есть внутри. И вот тут возникает первое концептуальное понимание, что не каждое воздействие распознается, а только такое, которое подчинено некоторым правилам.

Что это за правила? Самое простое - это правила составления слов. Далее идут правила составления понятий из слов. Далее правила составления так называемых дактов. И наконец правила осмысления всего воздействия.

Вывод — мозг производит обработку входящего воздействия по некоторым правилам которые содержатся внутри него в результате которой входное воздействие превращается в некоторый нагруженный смыслом внутренний объект.

Здесь возникает понятие СМЫСЛ. Что это такое?

В общепринятом понимании: смысл это сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности. Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться, например, целеполагание, а также результат какого-либо действия.

Чем нас не устраивает это определение?

Это философская категория, которая не может быть формализована для алгоритмизации поиска смысла в воздействии на мозг. Для решения этой задачи нами предлагается другое определение понятию СМЫСЛ, которое даст такую возможность. Для этого создадим логическую структуру заданной (предопределенной) формы, которая содержит описание входного воздействия. Назовём ее смысловой структурой. И определим процесс проверки заполненной смысловой структуры (процесс поиска смысла) на соответствие некоторым заранее определенным правилам. Тогда под СМЫСЛом мы будем понимать результат проверки на соответствие набору внутренних правил входного воздействия на мозг. При положительном результате (проверка прошла) мы говорим, что воздействие имеет смысл, при отрицательном (проверка не прошла), что смысла нет.

Вернемся к структуре ВИПРОС. У ВИПРОС есть внутренняя структура, но записывать в нее можно неструктурированные информационные объекты. Для этого необходимо определить правила (аналогичные правилам в мозгу человека) , которые понятны и человеку и ВИПРОС.

Правила ВИПРОС


Для реализации концепции разработан формат описания любого (произвольной сложности) объекта реального мира в виде предложения состоящего из набора понятий с минимальными синтаксическими правилами. Этот формат позволит человеку понимать какие объекты попадают в пространство и какие объекты извлекаются из пространства по его запросу.


Правило ВИПРОС 1
Любой (произвольной сложности) объект (сущность) реального мира может быть определён при помощи терминов, которые отображают понятия описывающие этот объект на естественном языке (например русском). (Понятие определён, в формулировке этого правила, идентично понятию описан).
Правило ВИПРОС 2
Любой термин состоит из наборов символов (один - допустим).
Правило ВИПРОС 3
Любое понятие состоит из множества терминов (один - допустим).
Правило ВИПРОС 4
Любое определение (описание) объекта состоит из множества заданных свойств
Правило ВИПРОС 5
Любое заданное свойство состоит из двух понятий:
  1. атрибут заданного свойства;
  2. значение заданного свойства.
Правило ВИПРОС 6
Любое описание объекта начинается и заканчивается терминами отображающие понятия открытия и закрытия описания (определения) объекта:
Например:
{+ - открытие определения (описания) объекта;
+} - закрытие определения (описания) объекта;
Правило ВИПРОС 7
Любое заданное свойство объекта в его описании начинается и заканчивается терминами отображающими понятия открытия и закрытия описание (определения) заданного свойства.
Например:
(> - открытие определения (описания) заданного свойства;
<) - закрытие определения (описания) заданного свойства;
Правило ВИПРОС 8
В любом заданном свойстве атрибут отделяется от значения понятием отношения атрибута с значением.
Например:
<=> - отношение атрибута с значением
Правило ВИПРОС 9
Зарезервирован атрибут idt (идентификатор).
В любом описании объекта может быть только одно заданное свойство с атрибутом idt. Значение этого свойства идентифицирует объект в ВИПРОС (не обязательно однозначно).
Например:
(>idt<=>Иванов Иван Иванович<) с таким заданным свойством может быть несколько объектов(Свидетельство о рождении,паспорт и т.д.).
Правило ВИПРОС 10
Любой объект однозначно идентифицируется в пространстве набором своих заданных свойств. Другими словами в ВИПРОС нет двух объектов с одинаковым набором заданных свойств. Как следствие из этого правила — любой объект должен иметь хотя-бы одно заданное свойство отличающего его от любого подмножества заданных свойств любого объекта ВИПРОС.
Правило ВИПРОС 11
Любой объект считается связанным с другим объектом, если у него есть заданное свойство, атрибут которого совпадает с значением заданного свойства имеющего атрибут КОМЪЕКТ, а значение совпадает с значением заданного свойства имеющего атрибут idt.
Например:
{+... (>ФИО<=>Иванов Иван Иванович<) ... +} связывающий объект
{+(>idt<=>Иванов Иван Иванович<)...(>Комъект<=>ФИО<) ...+} связываемый объект
Пример описания комъекта по правилам ВИПРОС
{+(>Комъект<=>контакты<)(>ФИО<=>Иванов Петр Иванович<)(>Фамилия<=>Иванов<)(>Имя<=>Петр<)(>Отчество<=>Иванович<)(>Дата рождения<=>14.07.1967<)(>Адрес<=>Г . Москва ул . Правды д 5 кв 2<)(>Телефон<=>8-926-111-11-11<)(>Домашний Телефон<=>8-495-111-22-22<)(>Комъект<=>Демонстрация<)(>e-mail<=>11111_work@mail.ru<)+}
Краткий ответ на вопрос что это такое - технология отображения произвольных сущностей реальности в едином виртуальном информационном пространстве с дальнейшей возможностью их использовать в любых приложения.

Возможности применения


Основные направления развития в отдельных сегментах:
  • Создание ERP с новыми качествами другого порядка в зависимости от потребностей бизнеса.
  • Создание системы экспертизы медицинской диагностики (система предполагает проведение квалифицированной экспертизы диагнозов заболеваний поставленных лечащими врачами во всех областях медицины по объективным данным состояния больного).
  • Создание семантического анализатора (система предполагает проведение семантического анализа текста на естественном языке с дальнейшим использованием информационных объектов полученных в результате анализа).
  • Создание поискового интеллектуального сервиса на основе новой технологии (система позволит проводить интеллектуальный поиск в сети и качественно изменить его результативность).

Правило ВИПРОС 1
Любой (произвольной сложности) объект(сущность) реального мира может быть определён при помощи терминов,
которые отображают понятия описывающие этот объект на естественном языке (например русском).
(Понятие определён ,в формулировке этого правила, идентично понятию описан).

Правило ВИПРОС 2
Любой термин состоит из наборов символов (один- допустим).

Правило ВИПРОС 3
Любое понятие состоит из множества терминов (один- допустим).

Правило ВИПРОС 4
Любое определение (описание) объекта состоит из множества заданных свойств

Правило ВИПРОС 5
Любое заданное свойство состоит из двух понятий:
1. атрибут заданного свойства;
2. значение заданного свойства.

Правило ВИПРОС 6
Любое описание объекта начинается и заканчивается терминами отображающие понятия открытия и закрытия описания (определения) объекта:
Например:
{+ - открытие определения (описания) объекта;
+} - закрытие определения (описания) объекта;

Правило ВИПРОС 7
Любое заданное свойство объекта в его описании начинается и заканчивается терминами отображающими понятия открытия и закрытия описание (определения) заданного свойства .
Например:
(> - открытие определения (описания) заданного свойства;
<) - закрытие определения (описания) заданного свойства;

Правило ВИПРОС 8
В любом заданном свойстве атрибут отделяется от значения понятием отношения атрибута с значением.
Например:
<=> - отношение атрибута с значением

Правило ВИПРОС 9
Зарезервирован атрибут idt (идентификатор).
В любом описании объекта может быть только одно заданное свойство с атрибутом idt. Значение этого свойства идентифицирует объект в ВИПРОС (не обязательно однозначно).
Например:
(>idt<=>Иванов Иван Иванович<)
с таким заданным свойством может быть несколько объектов(Свидетельство о рождении,паспорт и т.д.).

Правило ВИПРОС 10
Любой объект однозначно идентифицируется в пространстве набором своих заданных свойств.
Другими словами в ВИПРОС нет двух объектов с одинаковым набором заданных свойств.
Как следствие из этого правила — любой объект должен иметь хотя-бы одно заданное свойство отличающего его от любого подмножества заданных свойств любого объекта ВИПРОС.

Правило ВИПРОС 11
Любой объект считается связанным с другим объектом, если у него есть заданное свойство, атрибут которого совпадает с значением заданного свойства имеющего атрибут КОМЪЕКТ, а значение совпадает с значением заданного свойства имеющего атрибут idt.
Например:
{+... (>ФИО<=>Иванов Иван Иванович<) ... +} связывающий объект
{+(>idt<=>Иванов Иван Иванович<)...(>Комъект<=>ФИО<) ...+} связываемый объект

Пример описания комъекта по правилам ВИПРОС.
{+(>Комъект<=>контакты<)(>ФИО<=>Иванов Петр Иванович<)(>Фамилия<=>Иванов<)(>Имя<=>Петр<)(>Отчество<=>Иванович<)(>Дата рождения<=>14.07.1967<)(>Адрес<=>Г . Москва ул . Правды д 5 кв 2<)(>Телефон<=>8-926-111-11-11<)(>Домашний Телефон<=>8-495-111-22-22<)(>Комъект<=>Демонстрация<)(>e-mail<=>11111_work@mail.ru<)+}

============================================================== ===================================================================

Базис информационного обмена

=================================================================================

3. Я и Реальность

Прежде чем двигаться дальше в создании ИИ необходимо понять что-же такое Я и что такое РЕАЛЬНОСТЬ. Традиционные определения дают нам полное представление об этих понятиях. Но мы возьмем только часть этой полноты. Для этого воспользуемся введенными нами правилами определения понятия.

А именно:
  • РЕАЛЬНОСТЬ есть все что вокруг моего Я.
  • РЕАЛЬНОСТЬ есть множество сущностей (всё существующее).
  • Я есть сущность.
  • Я есть часть реальности.
  • Я есть субъект.
Для чего сделаны упрощения в определении понятий?

Раз я хочу создать искусственное Я , нам необходимо формализовать Я, РЕАЛЬНОСТЬ и их отношения. В полноте которая присутствует в традиционных определениях это будет сделать затруднительно. В тех определениях которые мы привели выше это сделать гараздо проще.

  • Я буду рассматривать РЕАЛЬНОСТЬ как множество сущностей существующих в пространстве и времени и связанные причинно следственными связями.
  • Я буду рассматривать понятие 'Я' как сущность, как часть реальности которая подчиняется всем законам (правилам) для сущностей определенным в реальности.

Ранее я определил 6 характерных свойств ИИ. Для реализации свойства самоадаптации необходимо построить модель РЕАЛЬНОСТИ во внутреннем информационном пространстве ИИ. Место в системе ИИ в которое будет помещена эта модель я назвал единым Виртуальным Информационным ПРОстранством (ВИПРОС).

ВИПРОС есть единое виртуальное информационное пространство содержащее отображение реальности внутнри интеллектуальной системы.

Я создам модель РЕАЛЬНОСТИ в виде множества информационных отображений сущностей РЕАЛЬНОСТИ. Для этого в ВИПРОС загрузим определенные по его правилам информационные отображения всех (или часть) сущностей реальности. В результате я получу отображение РЕАЛЬНОСТИ внутри пространства в виде информационных объектов. Свойства этого постранства и его внутренний интерфейс позволяют работать с ним как с самой реальностью. Соответствие модели РЕАЛЬНОСТИ внутри ИИ самой РЕАЛЬНОСТИ будет зависить только от количества и качества информационных объектов загруженных в ВИПРОС. Другими словами модель РЕАЛЬНОСТИ внутри ИИ есть множество информационных объектов загруженных в ВИПРОС. Чем точнее информационные объекты отображают сущности реальности, тем точнее модель отображает РЕАЛЬНОСТЬ. Для дальнейших рассуждений мне потребуется определение еще одного термина ФРАГМЕНТ РЕАЛЬНОСТИ. Для этого термина я дам два определения: 1.ФРАГМЕНТ РЕАЛЬНОСТИ есть фраза на естественном языке описывающая действие некоторой сущности в реальности. 2.ФРАГМЕНТ РЕАЛЬНОСТИ есть виртуальный объект внутри интеллектуальной системы с однозначным отображением действия некоторой сущности в реальности. Сушности и их классификация

Виртуальная сцена интеллектуальной системы

  • Сформулировать ответы на следующие вопросы:
    • Что такое интеллект?
    • Что такое интеллектуальная система?
    • Что такое информация?
    • Как информация отображается внутри интеллектуальной системы?
    • Что является средством передачи информации интеллектуальными системами?
    • Что такое естественный язык общения?
    • Что такое фрагмент реальности?
  • Разработать формализованный процесс обмена информацией между двумя интеллектуальными системами
В ней я сначала В этом исследовании я попытаюсь построить описание процесса информационного обмена между двумя интеллектуальными системами. При планиЯ моМотивацией Сложность заключается в том, что первоночально описывать процесс придется на естественном языке, который предполагает неоднозначное трактование понятий в которых строится описание. Для начала определим, что такое информация. Под информацией будем понимать информационный объект отображающий фрагмент реальности определенный в пространстве и времени. Этот информационный объект в дальнейшем изложении будем называть ДАКТ (производное от Действие+АКТ). Дакт призван отобразить фрагмент реальности (существование области реальности в определенном промежутке времени) в виде информационного объекта. Для формализованного представления ДАКТа будем использовать правила ВИПРОС.
Кроме этого предполагаем, что будет разработана система позволяющая переводить любое описание фрагмента реальности на естественном языке и наоборот. Эту систему будем называть семантическим анализатором.
Для описания любого процесса необходимо:
  • определить терминологию предметной области;
  • описать инфраструктуру процесса (его исполнителя);
  • составить алгоритм выполнения процесса на определенной инфраструктуре (исполнителе);

Терминология интеллектуального информационного обмена

За основу определения терминов возьмем процесс описанный в статье "Понятия и Терминология".
Для начала определим участников процесса.

  • Информация есть информационный объект отображающий фрагмент реальности определенный в пространстве и времени;
  • Информатор есть сущность передающая информацию;
  • Слушатель есть сущность принимающая информацию;
  • Реальность енсть внешняя среда, это всё что вокруг Информатора и Слушателя;
  • Память есть место хранения информационной модели реальности для Информатора и Слушателя (для каждого своя);
  • Сущность реальности есть часть реальности;
  • Интеллект есть система с 5 свойствами (самообучающаяся,самоадаптирующаяся,самоорганизующаяся,самомотивирующаяся,саморазвивающаяся);
  • Интеллектуальная сущность - синоним понятию интеллект;
  • Интеллектуальная система - синоним понятию интеллект;
  • ДАКТ - информационный объект отображающий фрагмент реальности определенный в пространстве и времени;
  • Внутренняя информационная модель реальности - отображение реальности в памяти интеллектуальной сущности в виде непротеворечивого множества информационных объектов.
  • Смысл есть положительный результат процесса перевода выражения с естественного языка в внутреннюю информационную модель фрагмента ральности (безсмыслица - это отрицательный результат этого процесса);
  • Истина есть положительный результат процесса соотношения непротиворечивости полученного нового фрагмента внутренней информационной модели ральности всей внутренней информационной модели ральности (ложь - отрицательный результат этого процесса);
Далее дадим определения для понятий с помощью которых будем формализовывать ДАКТ.
  • Агент есть понятие обозначающее сущность совершающая действие ДАКТа;
  • Клиент есть понятие обозначающее сущность над которым совершается действие;
  • Действие есть понятие обозначающее изменение Агентом Клиента в пространстве и времени;
  • Описание Агента есть понятия обозначающие набор свойств Агента;
  • Описание Клиента есть понятия обозначающие набор свойств Клиента;
  • Описание Действия есть понятия обозначающие набор свойств Действия;
  • Внутренняя сцена есть сложный информационный объект построенный интеллектуальной системой внутри себя с отображением фрагмента реальности, на котором в текущий момент времени фокусируется работа системы (другими словами можно обозначить её как оперативное пространство с текущим сотоянием действий системы);

2. Инфраструктура интеллектуального обмена

Интеллектуальный обмен предполагает наличие следующих участников:

  • Информатор есть сущность передающая информацию;
  • Слушатель есть сущность принимающая информацию;
  • Реальность есть сущность для отображения во внутренних представлениях Информатора и Слушателя ;
  • Естественный язык есть набор правил и слов понятных для Информатора и Слушателя для передачи информации;
Кроме этого нужно отдельно выделить память Информатора и память Слушателя. Они играют важную роль в процессе интеллектуального обмена. Информатора и Слушателя можно рассматривать как алгоритмы , а их память как данные для этих алгоритмов.

3. Алгоритм интеллектуального обмена

Как работает процесс (общее представление).
Задача.
Информатор должен передать Слушателю описание фрагмента реальности , которого Слушатель никогда не видел и не ощущал.
Для передачи используются фразы на естественнном языке, правила которого известны и Информатору и Слушателю.
ПРИМЕРЫ:

  • Мама мыла раму;
  • Косил косой косой косой косой косогор;
  • Что такое смысл;
  • Покажи время.

Для передачи Информатор должен иметь в своей памяти информационное отображение этого фрагмента. Информационное отображение фрагмента реальности в памяти Информатора соответствует его внутренней модели реальности.
Передача информационной модели фрагмента реальности от Информатора (в дальнейшем ИМФР Информатора)(из его памяти) к Слушателю (в дальнейшем ИМФР Слушателя)(в его память) происходит так:
  • перевод Информатором ИМФР Информатора в фразу на естественнный язык;
  • передачу фразы на естественном языке от Информатора к Слушателю;
  • перевод Слушателем фразы с естественного языка в ИМФР Слушателя.
Казалось бы что на этом всё, но не так быстро. Если с процессом перевода ИМФР Информатора на естественный язык всё понятно, то с переводом фразы естественного языка в ИМФР Слушателя есть вопросы.
  • Пришедшая фраза не имеет смысла для Слушателя;
  • Смысл есть, но полученный ИМФР Слушателя противоречит внутренней информационной модели реальности Слушателя;
Понятно, что в первом случае никакой передачи информации не происходит.
Второй вариант предполагает сложное поведение Слушателя.
Итак алгоритм интеллектуального обмена мы будем строить только для Слушателя, так как Слушатель может стать Информатором, а Информатор Слушателем.
Задача Информатора в интеллектуальном обмене передать некоторую информацию Слушателю. Для этого он должен уметь представить информацию в виде фразы на естественном языке. У Слушателя более сложная задача чем у Информатора. Он должен не только принять, расшифровать информацию ,но и присоединить её к своим знаниям.
Алгоритм интеллектуального обмена (Слушатель)
  • Принимается фраза на естественном языке (обращение);
  • Обращение переводится в ДАКТ;
  • ДАКТ проверяется на смысл;
  • Если смысла нет- реакция на бессмысленное обращение;
  • ДАКТ проверяется на непротиворечивость внутренней модели реальности (результат - оценка истинности фрагмента);
  • Если оценка истинности выше порога запрета деятельности происходит обработка обращения;
Алгоритм обработки обращения:
  • Ожидание обращения;
  • Получение обращения;
  • Определяется тип обращения;
  • Если тип обращения "действие" - команда на выполнение действия (выполняется действие -> Ожидание обращения);
  • Если тип обращения "вопрос" (формируется внутреннее обращение "действие" с параметрами поиска ответа на вопрос->передача обращения "действие" Слушателю(самому себе)->Ожидание обращения);
  • Если тип обращение "описание" строится (дополняется) внутренняя сцена (алгоритм построения внутренней сцены отображения фрагмента реальности);

4. Перевод обращения в ДАКТ

Какие требования должны предъявляться к обращению для его перевода в фрагмент реальности на внутренней сцене Слушателя? Попробуем формализовать правила для обращений.

  • Обращение строится из терминов;
  • Термин состоит из символов 1-N;
  • Слово — это термин нагруженный смыслом;
  • Смысл — это отображение части реальности внутри интеллектуальной системы;
  • Одно слово может иметь разные смыслы;
  • Понятие — это сочетание слов (1-N) и определения. Оно должно быть однозначным для понимания Слушателем. Понятие отображает часть реальности внутри интеллектуальной системы;
  • Слово для Слушателя является указателем на внутреннее отображение части реальности в памяти;
Типы указателей.
  • Указатель на сущность;
  • Указатель на действие;
  • Указатель на свойство сущности;
  • Указатель на свойство действия;
  • Указатель на положение в пространстве (место);
  • Указатель на положение во времени (время);
  • Указатель на состав;
  • Указатель на количество;


Описание:
статья исследует Процесс взаимодействия двух интеллектуальных систем
Cвойства:
страницы ⇔ документации Василисы ЯВИКС
писатель ⇔ Василиса ЯВИКС
статьи ⇔ исследования
дата ⇔ 11. 04. 2016
© 2014-2022 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты