Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Каргопольская глиняная игрушка | ФОТО НОВОСТИ facebook Нажмите "Нравится", чтобы читать журнал LoveOpium в Facebook Спасибо, теперь вы с нами facebook Спасибо, теперь вы с нами Животные Космос Необычное Путешествия Технология Позитив Россия Катастрофы Рекорды и рейтинги Самое популярное img Может ли собака быть похожей на овцу? img Дом горожанина — самый старый жилой дом в России img Особенности национальных перевозок в Китае img Российская Венеция Последние комментарииНаталия: Вакунеко - это жанр потрета, имя мастера - Сачи. Народные умельцы: 3D-портреты кошек из шерсти Ъ: такой породы не существует. На фотографиях той-пудель, мода в Японии на эту прическу появилась. А та… Может ли собака быть похожей на овцу? Сергей: Интересно и хорошая подача материала. Видно, что не единым днём и годом. Спасибо! Садху — странствующие учителя

Дайджест

Подборка постов за неделю

Домой / Новости / Каргопольская глиняная игрушкаКаргопольская глиняная игрушка 24 сентября 2019 | Новости Говоря про Каргополь, нельзя не упомянуть один из его самых узнаваемых брендов и сувениров, его лицо и символ — каргопольскую глиняную игрушку. С этим художественным промыслом мы знакомились в одном необычном музее — доме семьи Шевелёвых. Уже несколько поколений этой династии занимаются изготовлением глиняной игрушки, не дают древнему промыслу угаснуть и уйти в историю, а также всячески содействуют не только его сохранению, но и популяризации и развитию. А начиналось всё с древности — в деревнях Каргопольского уезда жило множество гончарных мастеров. В свободное от огорода и хозяйства время — с октября по март — мастера всей семьёй изготовляли посуду из местной глины. 00s Фотографии и текст cr2 Шли в дело и остатки глины — из них для детей лепили игрушки. Так, ради забавы и удовольствия. Кого только ни рождала богатая крестьянская фантазия! Человечки, необычные персонажи из народного фольклора и мифологии, бытовые сцены, празднующие и веселящиеся звери и птицы. В 1930-х годах производство гончарной посуды постепенно угасло, с ним же практически полностью прекратили изготавливать игрушки. И если бы не несколько мастеров, в том числе и Шевелёвых, каргопольская игрушка бы погибла. 01s 01s Выше — Дом Шевелёвых ничем не выделяется среди других на улицах Каргополя. Здесь таких много. В правой, оббитой, части живёт кто-то чужой, в левой — располагается шевелёвский музей. В различных поездках я встречал множество музеев, но такого, чтобы в нём жили именно те люди, в честь которых он и создан, видеть ещё не доводилось 02s 02s 2. Зайдём внутрь. Прежние хозяева дома — Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелёвы, мастера гончарного дела, много сделавшие для сохранения и возрождения традиций каргопольской игрушки. 02s 02s 3. До чего же внутри уютно! Кажется, что хозяева просто вышли на минуту, дав возможность сфотографировать интерьер. Печка, множество старинных предметов, которые можно потрогать и подержать в руках — одним словом: в живом доме устроился живой музей, впечатлений от которого получаешь явно больше, чем от помещений со старыми вещами, но и табличками «руками не трогать» и «посторонним вход запрещён». 03s 03s 4. Деятельность хозяев выдают множество фотографий и, разумеется, стенды с различными игрушками . 04s 04s 5. Маленькая комната, а рассматривать всё можно часами. 05s 05s 6. Шевелёвы происходят из рода гончаров расположенной в окрестностях Каргополя деревни Токарево. Мастерами, работающими с глиной, были и их родители.06s 06s 7. Давайте же теперь познакомимся поближе с самой игрушкой. Делались подобные творения почти каждым гончаром. Древнейших экземпляров её не сохранилось, поскольку ими играли дети и «срок жизни» подобной игрушки мог быть даже всего лишь пару часов. Как я уже сказал, в 20-м веке производство глиняной посуды резко стало сходить на нет. Погибла бы и игрушка, если бы в 1930-х потомственный гончар И.В. Дружинин не дал промыслу «новую жизнь», став делать расписные игрушки не для игр, а как забавный сувенир. Среди мастеров нужно выделить ещё и «бабушку Ульяну» — Ульяну Ивановну Бабкину (1888-1977). С 15 лет она изготавливала всевозможные глиняные игрушки, никогда не прерывая своей работы. Даже в те года, когда другие мастера вынуждены были по разным причинам отойти от промысла, Бабкина работала с глиной. У неё же учились и представители современных династий, в том числе и Шевелёвы. Так что Ульяна Бабкина стала некой связывающей нитью между дореволюционными мастерами из прошлого и нынешними. 07s 07s 8. Игрушки напоминают представителей отдельного, своего маленького мира, или собственной планеты, просто живущих среди нас . 08s 08s 9. Часто животных наделяют какими-нибудь человеческими качествами, профессиями или просто одевают в традиционные крестьянские наряды прошлого. Делалось это для того, чтобы играющие с ними дети чувствовали в образах, придуманных богатой фантазией мастера, своё — привычное и родное. 09s 09s 10. А фантазия у мастеров по истине была богатая! 10s 10s 11. Какой же Каргополь, «Карго-поле» без вороны! Помните же, да, что одна из версий происхождения названия города происходит от «карго» — местного древнего названия вороны? 11s 11s 12. Порой даже птицам, воронам, в каргопольской игрушке предают человеческие черты . 12s 12s 13. Среди игрушек встречаются как раскрашенные, так и нет . 13s 13s 14. Мне больше нравятся всё же цветные. Что интересно, одежду персонажей разукрашивали тоже не в абы какие цвета, а в гамму традиционного народного наряда. В части деталей угадываются различные крестьянские обереги — крестики, кружочки, орнаменты — и предметы, связанные с жизнью и плодородием — зерно, плоды, цветы, засеянное поле. Здась даже символы света и жизни — солнце и древо. Получается, в таком орнаменте закодирована целая жизненная философия и мировоззрение крестьянина. Фигура женщины встречалась в традиционной игрушке чаще, чем мужская. Это отголосок обожествления нашими предками Матери-Земли, давшей жизнь всему миру и людям. 14s 14s 15. Персонажи могли изображать бытовые сцены или моменты отдыха и празднества — игры, забавы, развлечения. Часто «музыкантами» или «работниками по хозяйству», выполняющими человеческие дела, были животные. Делалось это для забавы, чтобы веселее было с такой играть. Однако если «копнуть» глубже — такие игрушки отправляли детей в мир, где человек не является владыкой, в живёт в равенстве с животными и где царит гармония и добро. То есть такие игрушки учили не быть эгоистами, не зазнаваться и бережно относиться к природе и окружающему. Словом, быть людьми. Вообще «злые» сцены, те же битвы, в игрушке распространены не были. Даже, если и персонажи были «замечены в чём-то нехорошем» в мифах и легендах. Каргопольская глиняная игрушка олицетворяет жизнь, но жизнь идеализированную, без мрака. 15s 15s 16. Даже Полканы и Китоврасы (аналоги кентавров), герои русского фольклора, в различных произведениях выступающие агрессивными, воюющими и носящими мечи, в каргопольской игрушке представлены спокойными и не воинственными. 16s 16s 17. Мир каргопольской игрушки тесно связан с патриархальным бытом и деревенской жизнью. 17s 17s 18. Однако многообразие образов и действий глиняных персонажей до сих пор увеличивается с каждой новой идеей каждого мастера. 18s 18s 19. Не могу оторваться от шевелёвского собрания, хочется каждую игрушку взять в руки. Первое, что мне они напомнили, — Мышиный Цирк мистера Бобинского из мультика «Коралина в стране кошмаров»)) 19s 19s 20. А ещё здесь не только игрушки. Кажется, ты оказался внутри волшебного сундука с древностями. 20s 20s 21. В другой комнате — галерея. Один из Шевелёвых (иди даже несколько представителей этой фамилии, прошу прощения, забыл) — художник, запечатлевший в своих произведениях виды Каргополя и его окрестностей в разные сезоны. 21s 21s 22. Однако вернёмся к игрушкам. 22s 22s 23. Знакомьтесь, Валентин Дмитриевич Шевелёв, сын Дмитрия Васильевича и Клавдии Петровны — один из самых ярких и лучших мастеров каргопольской игрушки наших дней. Как отметил сам Валентин Дмитриевич, сблизился он с игрушкой не только через труд и пример старших, но и через её прямое назначение. Мастеру 86 лет и он в детстве играл подобными глиняными игрушками. Это сильно повлияло на его творческое формирование. С 1960-х годов, после окончания художественно-графического факультета Костромского педагогического института, Валентин Дмитриевич работает с глиняной игрушкой. Начиналось всё с кружка в общеобразовательной школе, затем в школе искусств. Потом была постоянная работа в Архангельске мастером по изготовлению традиционной каргопольской игрушки и гончарных изделий. 23s 23s 24. Валентин Дмитриевич показал нам, как делается игрушка. Местную глину, идущую на производство, он в шутку и ласково называет «каргопольским шоколадом». 24s 24s 25. Сначала мы смотрели, как мастер лепит ворону. Делается игрушка из одного большого куска глины, вариант «приделаю клюв, хвост» не проходит. Лепка Шевелёва продолжает традиции патриархов игрушки — Бабкиной и Дружинина, он очень чтит традиции, сохраняя в игрушке образы танцоров, крестьянок, гармонистов, наездников. 25s 25s 26. Шевелёв общается с будущим произведением как с живым персонажем. По ходу комментирует свои действия: «Вот, у нашей птички и клювик вышел. А вот и пёрышки, сейчас мы их расчешем и украсим». 26s 26s 27. «А вот и глазки воронушке сделаем. Рраз, ддва. Воот так!» Валентин Дмитриевич — очень приятный человек, очень располагающий к общению. Сидеть на его мастер-классе или просто общаться не надоест и через полдня. А голос! Я лишь позже пожалел, что не снимал видео, а делал только фото. Какой у Шевелёва голос! Добрый, ласковый и мягкий. В беседе с мастером забываются все проблемы, его общество словно обволакивает тёплым одеялом. Выбираться наружу не хочется. 27s 27s 28. Уже и птичка угадывается. Образ персонажей каргопольской игрушки делается всегда обобщённо, нет необходимости точно копировать действительность. Деталей немного и часто они схематичны. Глаза и рот обозначаются на сырой глине палочкой. 28s 28s 29. Посмотрим поближе. Ещё одна интересная деталь — игрушка делалась в основном для обзора спереди. Перед расписывался и продолжает расписываться сейчас более детально, а иногда задняя часть фигурки и вовсе не украшается и даже не прорисовывается. 29s 29s 30. А это коняшка . 30s 30s 31. Даже такие персонажики, как лошади и более сложные (даже группа людей или животных) делается, всё равно, из одного куска глины. В противном случае из-за микротрещин между разными элементами при обжиге фигурка может развалиться. 31s 31s 32. «А знаете, как проверить авторство, ведь клеймо может поставить любой?», — спрашивает Валентин Дмитриевич. «А очень просто!». «Просовываете палец между элементами персонажа, скажем — между ножками коня. И если не совпадает форма игрушки с формой и размером вашего пальца, значит кто-то другой делал, а подписался вами». 32s 32s 33. Подписывается мастер «ШВ» — «Шевелёв Валентин». Далее игрушка должна постоять, потом ее обжигают. Как же жалко, что мы не могли остаться у Шевелёвых на пару дней, подольше понаблюдать за процессом рождения игрушек, пообжигать, порасписывать… Ээх( 33s 33s 34. На память Валентин Дмитриевич подарил нам по буклету о каргопольской игрушке и я попросил его подписать. 34s 34s Вот на такой милой ноте мы с вами прощаемся с Каргополем. Городские древние храмы с их прекрасными деталями, музейные экспонаты, связанные с Русской Аляской и «Колумбом», забавная тёплая глиняная игрушка, мастер-волшебник Валентин Дмитриевич Шевелёв и его глубокие глаза до сих пор мне дарят в душе множество приятных и бурных эмоций. Ну а местные «сахарные кончики» ещё пару дней спасали от голода в глуши)) Надеюсь, я обязательно ещё вернусь в этот город! Наш же путь лежит дальше, в Ошевенск. Также смотрите: Удивительные игрушки из войлока Больница для кукол Теги: , , , , Facebook Twitter ВКонтакте Однокласс Навигация по записям Это вам тоже будет интересно img Может ли собака быть похожей на овцу? 15 января 2021 | Животные , Позитив img Дом горожанина — самый старый жилой дом в России 15 января 2021 | Архитектура , Рекорды и рейтинги img Особенности национальных перевозок в Китае 15 января 2021 | Необычное Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This div height required for enabling the sticky sidebar LoveOpium Фотожурнал о самых интересных событиях в мире Главная О блоге Авторам
Ad Clicks : Ad Views :
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок