Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Госдоклад - «Вода России»Если Вы заинтересованы в использовании данной иллюстрации, напишите нам с помощью обратной связи , и мы поможем Вам связаться с автором Личный кабинет Официальная Энциклопедия Народная Энциклопедия Государственные доклады Интересные факты Конкурсы Сервисы Обратная связь Об Энциклопедии Полезные ссылки Глоссарий Водные объекты и ГТС О воде официально Регионы России Персоналии Глоссарий Водные объекты и ГТС О воде официально Персоналии Все Госдоклады Государственный доклад за 2018 год Государственный доклад за 2017 год Государственный доклад за 2016 год Государственный доклад за 2015 год Государственный доклад за 2014 год Итоги Переписи малых водных объектов Перепись малых водных объектов России Архив конкрусов Итоги Переписи малых водоёмов России Перепись малых водоёмов России Перепись малых рек России Итоги Переписи малых рек России Фотоконкурс "Осень на воде" Фотоконкурс "Лето на воде" Фотоконкурс "Весна на воде" Фотоконкурс "Зима на воде" Водный след Гидрологический калькулятор Геолокатор Водная статистика Народный выбор Вода 3D Гидрологический календарь Библиотека Викторины Обратная связь Вопрос-Ответ Общая информация Наши авторы
Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2017 году»

Отечественная и зарубежная практика показывает, что подготовка ежегодных государственных докладов «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации» является действенной формой повышения эффективности государственного управления.

Учитывая, что водные ресурсы являются возобновляемыми, необходимо при их использовании учитывать их полное, по возможности, количественное и качественное воспроизводство. Лимитирующим фактором здесь выступают не столько объемы использования ресурсов, сколько возможности их воспроизводства.

Наша страна обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом, являясь одной из самых богатых в мире, как по статистическим запасам , так и восполняемым ресурсам природных пресных вод. Это определяет особое место Российской Федерации в мировом сообществе, формирует целый ряд задач регионального, субрегионального, континентального и общемирового характера.

В России создан и функционирует мощный водохозяйственный комплекс , включающий около 65 тыс. объектов гидротехнического назначения, в том числе более 30 тыс. регулирующих речной сток водохранилищ и прудов , около 10 тыс. км защитных дамб и водооградительных валов. В стране действуют 37 крупных систем межбассейнового перераспределения водных ресурсов. Указанное перераспределение воды ведется, как правило, в вододефицитные регионы.

Все элементы водно-ресурсных активов и водного хозяйства создают надежные предпосылки социально-экономического развития страны не только в настоящее время, но и на отдаленную перспективу.

Несмотря на масштабы водного фонда , восстановление, использование и охрана вод в Российской Федерации характеризуется целым рядом водохозяйственных проблем. Одной из особенностей российского водопользования является то, что на наиболее освоенные районы европейской части страны, где сосредоточена основная часть населения и производственного потенциала, по географическим, климатическим, гидрологическим причинам, приходится только около 10% водных ресурсов. К комплексу объективных природных факторов во все большей степени добавляются специфические водохозяйственные проблемы, связанные с повседневным обеспечением населения и экономики страны качественной водой для питьевых и хозяйственных нужд, защитой граждан, их построек и имущества, а также различных предприятий и коммуникаций от вредного воздействия вод . Тесным образом с проблемой комплексного, т.е. отвечающего многим потребностям, водопользования связаны вопросы гидроэлектроэнергетики, рыбного хозяйства и ирригации, водного (прежде всего речного) транспорта, наращивания и поддержания в должном состоянии многочисленных транспортных коммуникаций и подводных сооружений и устройств. Все более существенное звучание приобретает задача удовлетворения граждан качественной питьевой водой и санитарной безопасности водоснабжения .

Из общего объема воды, подаваемой в централизованные системы водоснабжения населенных пунктов, через системы водоподготовки в настоящее время пропускается всего лишь порядка 60%; в сельских населенных пунктах этот показатель не превышает 20%. При этом основная часть сельских поселений вообще не имеет водопроводов.

Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Российской Федерации, характеризующихся значительным масштабом наносимого ущерба, является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного освоения. С возрастанием неустойчивости климата важны оценки вероятности рисков возникновения экстремально низких, или наоборот, высоких значений климатических показателей.

Возрастает необходимость научно-обоснованных прогнозов влияния климатических изменений на водные ресурсы на 30-40-50 лет вперед.

Необходима разработка концепции или схемы перераспределения водных ресурсов с помощью межбассейновых каналов , основанных не только для удовлетворения всех видов водопользования, защиты от вредного воздействия вод, а также для поддержания оптимальной экологической обстановки при отсутствии (минимизации) негативных социально-экономических и экологических последствий от таких воздействий с усилением роли системы многолетнего и сезонного регулирования стока , которое будет учитывать необходимость сдерживания экстремальных проявлений водности.

Итоги последних лет свидетельствуют о необходимости значительного повышения внимания к техническому состоянию гидротехнических сооружений (ГТС), оперативной ликвидации аварийного состояния многих из них. Следует продолжить практические шаги по ликвидации бесхозяйных ГТС. Также стоит задача повысить эффективность надзора за своевременным декларированием безопасности ГТС.

Повышение рациональности водопользования достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических процессах, на хозяйственно-бытовые нужды.

В регионах, испытывающих дефицит водных ресурсов , должны быть осуществлены строительство и реконструкция гидроузлов для создания дополнительных регулирующих емкостей водохранилищ и увеличения водоотдачи, реконструкция водохозяйственных систем , проведение поисковых работ, постановка на госучет и вовлечение в хозяйственный оборот запасов пресных подземных вод , строительство групповых водопроводов и другие меры по развитию ВХК страны.

Для обеспечения населения качественной питьевой водой должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями промышленности, финансового сектора, научными организациями и направленных на бесперебойное обеспечение населения страны чистой водой.

Защита от негативного воздействия и улучшение качественного состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на эти объекты, их восстановлению, ликвидации накопленного экологического ущерба, а также осуществлению мер по охране от загрязнения подземных вод .

Снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, может быть достигнуто сокращением поступления в них загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на предприятиях промышленности и ЖКХ, организация и очистка поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок, обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов, осуществление противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения и др.

Основными направлениями совершенствования государственного регулирования/управления в области использования и охраны водных объектов являются развитие принципов интегрированного управления водными ресурсами, механизмов обеспечения сбалансированного развития ВХК страны, усиление роли России в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов.

В рамках совершенствования мониторинга подземных вод должно быть предусмотрено создание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимизация государственной опорной наблюдательной сети и актуализация нормативно-методической базы ведения государственного мониторинга состояния недр. Важной проблемой остается изучение химического состава подземных вод , как в естественных условиях, так и в процессе их эксплуатации. В настоящее время эта проблема наиболее актуальна для крупных городов, где уровень техногенной нагрузки достиг максимального уровня и водозаборы работают в условиях постоянного риска. На многих водозаборах зафиксированы случаи загрязнения подземных вод компонентами техногенного генезиса. Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что по результатам обследования, выполненного территориальными службами мониторинга, на большей части водозаборов недропользователи не выполняют условий лицензионных соглашений, отсутствуют зоны санитарной охраны, не выполняется программа по контролю за качеством подземных вод, техническое состояние эксплуатационных скважин нередко неудовлетворительное.

Неблагоприятной остается обстановка с ликвидацией бездействующих скважин. Безхозные скважины являются источником загрязнения подземных вод, т.к. устья их, как правило, открыты, павильоны разрушены, тампонаж приустьевых площадок нарушен или совсем отсутствует. Помимо эксплуатационных, имеется большое количество неликвидированных гидрогеологических скважин. К ним относятся скважины наблюдательной сети, вышедшие из строя и не подлежащие ремонту.

Судить о качестве эксплуатируемых водоносных горизонтов на территории Российской Федерации по представленной информации можно только с некоторой долей условности, т.к. специальных работ по изучению загрязнения подземных вод на большей части территории России не проводится. На сегодняшний день, вопрос о получении объективной, своевременной, достоверной информации объектного (локального) мониторинга о качестве подземных вод на водозаборах, остается не решенным. Все это в значительной мере снижает степень пространственно-временного анализа качества и загрязнения подземных вод.

Необходимыми условиями развития кадрового потенциала водохозяйственного комплекса являются совершенствование системы управления подготовки кадров, переоснащение учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, открытие новых направлений и специальностей, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и программ обучения, соответствующих потребностям развития водного хозяйства. Вместе с тем предстоит реализовать мероприятия по формированию профессиональной культуры и ценностных ориентиров, созданию системы стимулов для привлечения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним специальным образованием. В целях повышения информированности населения об основных направлениях развития водохозяйственного комплекса и о принимаемых органами государственной власти управленческих решениях, его (населения) образования и просвещения в рассматриваемой области знаний должна быть осуществлена реализация комплекса информационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных на сегодняшний день технологий по связям с общественностью и развитие многостороннего диалога всех заинтересованных участников.

Необходимо продолжение своевременной подготовки и принятия дополнительных нормативно-правовых актов, вытекающих из Водной стратегии России , Водного кодекса Российской Федерации , основополагающих документов, определяющих и регламентирующих общегосударственную социально-экономическую политику, а также соблюдение внешних интересов и международных обязательств страны.

Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2017 году» Введение 1. Водный фонд 1.1 Общая характеристика водного фонда 1.2 Климатические особенности формирования осадков 1.3 Поверхностные водные объекты 1.3.1 Реки 1.3.1.1 Речной сток 1.3.1.2 Качество вод основных рек Качество поверхностных вод по гидрохимическим показателям Гидробиологическая оценка состояния пресноводных объектов Высокое и экстремально высокое загрязнение водных объектов Загрязнение поверхностных водных объектов в результате трансграничного переноса химических веществ 1.3.2 Озёра 1.3.2.1 Водные ресурсы озер ​1.3.2.2 Особо охраняемые озёра 1.3.3 Водохранилища 1.3.3.1 Водные ресурсы водохранилищ 1.3.3.2 Регулирование режимов работы крупнейших водохранилищ 1.3.4 Моря Качество морских вод Гидробиологическая оценка состояния морских вод 1.3.5 Болота 1.3.5.1 Общая характеристика 1.3.5.2 Характеристика состояния основных водно-болотных систем 1.3.5.3 Использование болот 1.3.5.4 Особо охраняемые водно-болотные угодья 1.3.6 Ледники и снежники 1.4 Подземные водные объекты 1.4.1 Ресурсы и запасы подземных вод 1.4.2 Состояние подземных вод в районах интенсивной их добычи и извлечения ​1.4.3 Качество подземных вод 2. Негативное воздействие вод 2.1 Осадки как опасные метеорологические явления 2.2 Наводнения 2.3 Экзогенные геологические процессы гидрологического характера 3. Гидротехнические системы и сооружения 3.1 Общие сведения 3.2 Надзор за безопасностью ГТС 3.2.1 Деятельность Ростехнадзора по надзору за безопасностью ГТС 3.2.2 Деятельность Ространснадзора по контролю за судоходными гидротехниче-скими сооружениями 3.2.3 Бесхозяйные ГТС 3.3 Каналы 4. Водопользование 4.1 Общая характеристика водопользования и основные тенденции в использовании воды 4.2 Водопользование по федеральным округам и субъектам Российской Федерации 4.3 Оценка основных проблем и перспектив водообеспечения населения и экономики 5. Экономика и финансирование водоохранной деятельности 5.1 Расходы на охрану и рациональное использование водных объектов 5.2 Федеральный бюджет: водохозяйственная и водоохранная деятельность 5.2.1 Водный налог и платежи за пользование водными объектами 5.2.2 Финансирование водохозяйственной деятельности 5.2.3 Основные направления финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий по Федеральному агентству водных ресурсов и другим министерствам и ведомствам 5.2.4 Результативность бюджетного финансирования водохозяйственных и водоохранных работ 5.3 Водосберегающие мероприятия и охрана водных объектов по некоторым видам деятельности 5.3.1 Общая характеристика основных видов деятельности 6. Государственная политика и государственное управление в области использования и охраны водных объектов 6.1 Государственная политика 6.1.1 Бассейновые округа 6.1.2 Бассейновые советы 6.1.3 Государственный мониторинг водных объектов 6.1.3.1 Мониторинг поверхностных водных объектов 6.1.3.2 Мониторинг подземных вод 6.1.4 Ведение государственного водного реестра 6.1.5 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов 6.1.6 Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов 6.2 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в системе государственного управления, использования и охраны водных объектов 6.3 Правовое регулирование 6.3.1 Федеральные законы, принятые в развитие Водного кодекса Российской Федерации 6.3.2 Акты Правительства Российской Федерации, принятые в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации 6.3.3 Нормативные акты Минприроды России, принятые в соответствии с требованиями Водного Кодекса Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации 6.3.4 Надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий в области водных отношений 6.4 Научно-информационное обеспечение 6.4.1 Научное обеспечение деятельности Минприроды России 6.4.2 Научно-информационное обеспечение деятельности Росводресурсов 6.4.3 Научные исследования Росгидромета 6.5 Международное сотрудничество в области использования и охраны водных объектов 6.5.1 Многостороннее сотрудничество 6.5.2 Двустороннее сотрудничество 6.5.3 Сравнительные характеристики водопользования в Российской Федерации и ряде других стран мира Международные сравнения базовых водоресурсных и водохозяйственных характеристик Макроэкономические сопоставления водопользования в различных странах Основные результаты межгосударственных сравнений в области отдельных показателей водопользования в России и США Международные сопоставления Российской Федерации со странами Европейского союза Заключение Основные сокращения и аббревиатуры, принятые в государственном докладе Приложения Приложение 1. Перечень и характеристика водохранилищ России объёмом 10 млн куб. м и более Приложение 2. Прогнозные ресурсы, эксплуатационные запасы подземных вод и степень их освоения на территории Российской Федерации Приложение 3. Участки загрязнения подземных вод веществами I класса опасности Приложение 4. Изменение эксплуатационных запасов подземных вод за 2017 год, тыс. куб. м/сут. Приложение 5. Обобщенные данные Российского регистра гидротехнических сооружений по субъектам Российской Федерации
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок